Когда переходить на зимнее дизельное топливо: советы от специалистов Московского НПЗ
Фото: М. Денисов mos.ru. Пресс-служба мэра и Правительства Москвы
Московский НПЗ и отраслевой журнал «Энергия+» рассказали о том, как производят зимний дизель и дали советы автомобилистам, когда лучше осуществить переход на сезонное топливо, и как спасать автомобиль, если вовремя этого не сделали.
Бензин в баке автомобиля одинаково хорошо работает в любую погоду. У дизельного топлива есть нюансы: владельцам легковушек важно помнить, что оно делится на сезонные сорта. Что будет, если ездить на летнем дизельном топливе в мороз, и с какой температуры пора переходить на зимние сорта?
При температурах до минус 10 градусов используется летнее ДТ (его индекс в маркировке Л). До минус 20 градусов следует приобретать межсезонное (буква Е). Зимнее дизельное топливо (индекс З) рассчитано на температуру окружающего воздуха до минус 38 градусов. Самое холодостойкое топливо — арктическое (обозначено литерой А) — пригодно для эксплуатации даже при 44-градусных морозах.
Есть ли в наличии на автозаправочной станции нужный сорт, например, зимнее ДТ, можно узнать из паспорта качества топлива. Он должен быть на каждой АЗС и предъявляться по первому требованию посетителя.
Дизельное топливо содержит парафины. Они повышают скорость самовоспламенения, эффективность и плавность работы двигателя, а потому желательны в составе этого горючего. Однако при понижении температуры воздуха парафины быстро кристаллизуются, и топливо загустевает.
Поэтому на каждое время года рассчитано различное дизтопливо — летнее или специально подготовленное к холодам (межсезонное, зимнее, арктическое), у которого снижены температура фильтрации и температура помутнения. Получить такие виды топлива можно двумя способами — за счет физических или химических процессов.
В первом случае в летнее дизтопливо добавляют растворитель, после чего парафины выпадают в осадок. Этот способ считается устаревшим: на современных предприятиях применяют инновационный химический процесс — изодепарафинизацию. Одним из первых ее внедрил Московский нефтеперерабатывающий завод.
Ксения Дорохова, технолог Московского НПЗ:
«С помощью платинового катализатора мы превращаем парафин в изопарафин, молекулы которого отличаются разветвленной структурой. Благодаря этому сохраняется высокий выход базового дизельного топлива (до 95% от объема сырья) при сохранении высокого цетанового числа и значительном улучшении низкотемпературных свойств».
«Дизелистам» при переходе с летнего на зимнее топливо необходимо учитывать четыре важных момента.
Первый: не нужно ждать наступления сильных морозов — как только ночные температуры достигают небольших минусовых значений, пора переходить на зимнее ДТ.
Второй: нельзя просто долить в бак зимнее дизельное топливо, если там остается много летнего — это ничего не даст. Следует слить летнее горючее и лишь затем заправить автомобиль зимним.
Третий: приобретая зимнее дизтопливо на АЗС, важно обращать внимание на цену и производителя. Выпуск зимнего ДТ — процесс дорогостоящий и сложный. Например, на Московском НПЗ используют реактор с платиновыми катализаторами и систему гидроочистки, входящие в состав современной комбинированной установки по переработке нефти «Евро+». Поэтому такое топливо в рознице не может стоить так же, как летнее: оно будет дороже.
Четвертый: не стоит самостоятельно использовать различные присадки или «антигели», вливая их в летнее ДТ. Их можно рассматривать только как экстренное средство, чтобы доехать в холода до места, где можно сменить топливо в баке.
Многие наверняка видели, как морозным утром у соседа глохнет или вообще не заводится дизельный мотор. Возможно, он просто забыл, при какой температуре замерзает дизельное топливо, или вообще не знал, что нужно перейти на зимнее ДТ. Что делать в такой ситуации?
Если летнего топлива в баке немного, можно долить побольше зимнего, предварительно доведя его до температуры около 20 градусов и влив максимальную дозу «антигеля».
Если бак заполнен примерно на две трети, надо добавлять другое средство — «размораживатель дизельного топлива», причем тоже теплый. При этом желательно отогреть теплой водой топливный фильтр и трубки под капотом.
С полным баком никакие меры уже не помогут — придется ждать оттепели или эвакуировать автомобиль туда, где летнее топливо оттает и его можно будет заменить на зимнее.
После подобных манипуляций следует перейти на качественное зимнее дизельное топливо от надежного производителя и впредь делать это вовремя.