В Тимирязевке представлены больше трех тысяч произведений искусства
В Тимирязевке работает научно-художественный музей коневодства, в котором можно увидеть более трёх тысяч произведений искусства, посвящённых лошадям. Среди них картины Врубеля, Поленова, Верещагина, Серова, Сверчкова, скульптуры Клодта, Авилова, Лансере и других мастеров. Коллекцию в начале прошлого века собрал херсонский коннозаводчик Яков Бутович. В 1940 году её передали Тимирязевcкой академии.
Одни из самых интересных – картины с изображением лошадей ахалтекинской породы.
– Её вывели около пяти тысяч лет назад на территории современной Туркмении, – рассказывает экскурсовод Юлия Кузнецова. – Ахалтекинцы были боевыми конями и славились необычайной выносливостью, быстротой и изяществом. Очевидцами описан случай, как во время сражения трое туркменских воинов вскочили на одного ахалтекинца, причём, раненного саблей, и он умчал их прочь. Догнать их никто не смог.
По словам Юлии, волосяной покров у ахалтекинцев лёгкий и блестящий, как шёлк.
– Многим даже кажется, что блеск ненастоящий. Так, в 1956 году СССР в знак дружбы решил подарить ахалтекинца английской королеве. Но на придворной конюшне в Англии лошадь встретили настороженно: мол, блеск какой-то странный, наверное, чем-то намазали. Коня тут же помыли, и, к удивлению англичан, после этого он стал блестеть ещё сильнее, – смеётся она.
Много интересных экспонатов и в зале английской скаковой породы лошадей. Её вывели в XVII-XVIII веках специально для побед на скачках. Например, тут есть портрет коня-чемпиона Флориала.
– Коннозаводчик Лазарев не поскупился, и отправил свою кобылу по кличке Мисс Черчиль в Англию, в жены к коню Флоризею Второму, у которого родители, дяди и братья не раз побеждали в скачках. “Свадьба” состоялась, и Мисс Черчиль вернулась домой – рожать она должна была строго на родине, потому что по правилам российского дерби участвовать в этих соревнованиях могли только лошади, родившиеся в России, – рассказывает Юлия Кузнецова.
Немало удивительных историй происходило не только с лошадьми, но и с их портретами. Например, с портретом орловского рысака Летучего кисти Валентина Серова.
– Будучи студентом Серов снимал квартиру в доме коннозаводчика Николая Малютина и написал портрет его любимого жеребца в качестве платы за жильё. Но Малютину портрет так понравился, что он заплатил Серову 300 рублей – очень большие по тем временам деньги, – говорит Юлия.
Музей открыт по вторникам и четвергам с 10.00 до 16.00.
Адрес: Тимирязевская ул., 44, тел. (499) 976-1003